среда, 30 ноября 2016 г.

В Украине лучше быть должником, чем кредитором

Законопроект “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности процедур банкротства”, который парламентарии планируют в ближайшее время вносить на голосование, не решает существующих пробелов законодательства в сфере банкротства.

От новаций парламентариев пострадают как кредиторы, так и должники.

Об этом сообщили в Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ)

Проблема заключается в том, что существующее регулирование процедур банкротства позволяет должникам уклоняться от выполнения своих обязательств перед кредиторами, а процедуры банкротства остаются непрозрачные и слишком длинные.


Сегодня кредиторы не могут влиять ни на оценку имущества, ни на выбор организатора торгов, ни на порядок продажи. Процедура продажи на стадии ликвидации полностью находится в руках ликвидатора и судьи. Так, суд вправе без согласия кредитора утверждать порядок продажи имущества, цена на которое в свою очередь определяется ликвидатором.

Возникали злоупотребления, когда во время аукциона цена в ходе торгов снижалась даже не на половину от первоначальной стоимости, а до 1 гривны.

Новации предусмотрено законопроектом “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности процедур банкротства”.

В частности, парламентарии уверяют, что процесс будет труднее остановить в суде. Проектом определено, что в кассационном порядке может быть обжаловано только решение о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры. Также парламентарии планируют усилить полномочия конкурсных кредиторов, в тех случаях, когда они пропустили срок установления для обращения с требованиями.

Но участники рынка считают, что эта редакция законопроекта не исправляет ситуацию, а даже значительно ее ухудшает. Принятие этих изменений не приносит ожидаемого облегчения, а вот рисков добавляет. В частности, отменяется необходимость согласования продажи залогового имущества с обеспеченным кредитором. Имущество может быть продано, еще до утверждения реестра кредиторов. Также закрепляется возможность снижения цены уже на первом аукционе и обязательность на третьем.

“Законопроектом практически нивелируется роль комитета кредиторов, не решается вопрос восстановления прав обеспеченных кредиторов и многое другое. Если законопроект будет принят в этой редакции, злоупотреблений станет только больше”, – считает Елена Ермолова, член Комитета НАБУ по вопросам защиты прав кредиторов.

Вместе с тем, рабочей группой при Министерстве юстиции наработано предложения к этому проекту закона. В частности, предлагается внедрить прозрачную и открытую процедуру продажи имущества банкрота исключительно через единую электронную торговую систему. Она должна быть создана по тому же принципу, что и система закупок PROZORRO.

А именно, вся информация по имуществу и условиям аукциона размещается на веб-портале государственного органа по вопросам банкротства через электронные площадки. Торги также предлагается проводить на веб-портале и по единым правилам. Это сделает невозможным существующие махинации, когда кредиторы даже не знают, когда и по какому адресу проводится аукцион.