понедельник, 27 февраля 2017 г.

Карфаген должен быть разрушен, или Почему монополии губительны для Украины

Страна, которая не обеспечивает уровень экономического роста выше отметки в 5%, проиграет в борьбе с бедностью. Незначительные изменения могут отложить катастрофу, но не предотвратить ее. Предотвращение – означает, что необходимо убрать причины ее возможного возникновения. Без этого – кризиса не избежать, подчеркивает Олег Устенко, исполнительный директор международного фонда Блейзера.

Это понимают многие. Умом понимают, а сердцем принять не могут. И именно эта логика мышления загоняет Украину в неизбежную ловушку нового кризиса. Мотивация понятна: не хочется делать себе больно прямо сейчас. Проблема лишь в том, что потом придется сделать не только больно, а нестерпимо больно. И эта боль может привести к такому шоку, из которого живым можно уже и не выбраться.


Если прогноз по росту украинской экономики, который заложен в бюджет, и который сейчас кажется слишком оптимистичным, сбудется, то в конце 2017-го Украина сможет оказаться на уровне чуть ниже 90% того, с которого начала свое падение в 2013 году. Хотя в долларовом эквиваленте ситуация с ВВП будет выглядеть значительно хуже. Страна обременена множеством проблем, которые надо решать. Или, как минимум, выработать подход к их решению. Политические заявления – хороши, но недостаточны. И ими точно не решить глубинных экономических проблем, которые «обвили» экономику страны, как спрут.

Стоимость обслуживания государственного и гарантированного государством долга настолько велика, что съедает более 5% валового внутреннего продукта страны. Значит, даже при обеспечении 5%-ного роста экономики уровень жизни можно просто сохранять, но не увеличивать. Согласно ли целое поколение украинцев жить в логике «лишь бы не хуже»? Согласны ли несколько поколений жить так, как в свое время жил Китай – по принципу «завтра будет хуже, чем сегодня, но у нас есть великая цель и мы готовы к самопожертвованию». Думается, что нет! А, если нет, то что должно быть сделано для того, чтобы обеспечивать этот самый рост?

Стоимость обслуживания государственного и гарантированного государством долга настолько велика, что съедает более 5% ВВП страны. Значит, даже при обеспечении 5%-ного роста экономики уровень жизни можно просто сохранять, но не увеличивать

Список большой и знаком всем. От борьбы с коррупцией до реформирования системы государственного управления. Но особое место в этом списке занимает также и развитие конкуренции. Конкуренция, которая может и должна стать двигателем для этого самого экономического роста. Нельзя, не разрушив монополию, которая не действует во благо всех граждан страны (а по своей природе она так не действует), попытаться получить существенный экономический рост.

Более того, Украина фактически установила правила игры, не позволяющие этой конкуренции развиваться. И это не ошибка нынешней власти, как многие пытаются это представить сейчас. Это ошибка десятилетий, начавшаяся в ранние 90-е, которая позволила вырастить в стране паразитирующий класс олигархов. Олигархов – не только сконцентрировавших в своих руках «несметные богатства», а тех, кто сросся с политикой, тех, кто использует свое политическое влияние для продолжения личного обогащения.

К огромному сожалению, «успех олигархата» заставляет и многих «середнячков» копировать их success story. Но если один выигрывает, то другой проигрывает. Один теряет – другой находит. В данном случае теряют все остальные. Те, кто мог бы стать реальным средним классом, те, кто все еще не может родиться. Ему просто не дают. Средний класс, как очень метко заметил в своем последнем большом публичном выступлении в Давосе уже бывший вице-президент США Байден, это возможности. Возможности для самореализации. Возможности для заработка и обеспечения достойной жизни себе и своим семьям.

Именно средний класс может стать тем необходимым Гарантом, который обеспечит устойчивость и «человеческое лицо» властных институций. Чем больше представителей среднего класса, чем более он устойчив, тем сложнее им манипулировать. У него появляется то, что он готов защищать – его настоящее и его будущее. Вот почему старая архаичная система пытается и будет пытаться выдавить его любые (даже самые юные) ростки. Вот почему на вопрос, относите ли вы себя к среднему классу, так мало украинцев отвечают утвердительно.

Было бы здорово «одним ударом» запустить конкуренцию везде и во всех сферах. Но вряд ли это удастся. А значит, надо работать сразу по двум основным направлениям. Во-первых, создавать институциональные условия для ее развития. Как минимум заставить Антимонопольный комитет видеть такие очевидные вещи, как монопольный сговор. Во-вторых, приоритезировать те сферы, где это было необходимо сделать еще вчера, и там наносить разрушительный целенаправленный удар. Серия таких ударов должна будет изрешетить железобетонную стену монополизма. Чем больше в ней будет дыр, тем быстрее она упадет.

Логичный вопрос: «На каких сферах должен быть сосредоточен целенаправленный удар?» Их может быть достаточно много, и чем больше, тем лучше. Но все же необходимо исходить из следующей логики.

Украина – экспортно ориентированная страна, которая половину своего валового внутреннего продукта получает за счет экспорта

Украина – экспортно ориентированная страна, которая половину своего валового внутреннего продукта получает за счет экспорта. Отбросим в сторону часть рассуждений, которая касается его качественной структуры. Это тема отдельной дискуссии. Но важным является то, что около 60% украинского экспорта – это экспорт металлов, продукции сельского хозяйства и химической отрасли. Эта продукция не растет и не производится прямо на границе или возле морского порта. Большая часть экспортных контрактов традиционно предусматривает поставку экспортером своего товара до границы. Но до границы ее надо довезти. Дальнейшая транспортировка – это уже совсем другая история.

Основным средством перевозки до морского порта или до границы является железнодорожный транспорт. Поговорите с любым экспортером и попытайтесь найти значительную группу тех, кто будет доволен сервисом гигантского монополиста – «Укрзализныци».

Возможно ли найти тех, кто считает, что соотношение цена-качество находятся на приемлемом уровне? Ответ известен заранее – таких нет. Сколь угодно можно повышать зарплату топ-менеджерам «Укрзализныци», пытаясь довести ее до превосходящей в разы компенсации, получаемой их коллегами на наших западных границах, но все равно принципиально этим ничего не добиться. Только разрушив монополию этого старого советского монстра, можно рассчитывать на реальный эффект. Открытость рынка железнодорожных перевозок может резко изменить ситуацию к лучшему. А, значит, и дать возможность улучшить ситуацию и у экспортеров. Не следует забывать, что от них зависит поступление валюты в страну, то есть – финансовая стабильность всего государства.

Следующее направление для удара – это украинский энергетический рынок. Не стоит себя обманывать тем, что завтра Украина разовьет альтернативные виды энергетики и станет энергонезависимой. Это правильное движение, но результат будет даже не завтра. Более того, тот незначительный приток инвестиций, которые Украина получает на протяжении последних нескольких лет, объективно ограничен крайне некачественным бизнес-климатом.

Согласно обновленной оценке Fitch и Standard&Poors, нас отделяет от инвестиционного уровня 5 (!) ступеней. Это бесконечно много, для того чтобы рассчитывать на подобного рода инвестиции в тех объемах, в которых нуждается государство. Если нужен быстрый результат, работать надо по тем направлениям, «отклик» которых на новые вводные будет позитивным и стремительным, а не отложенным во времени. Несмотря на то, что в украинской энергетике есть масса узких мест, можно четко выделить и те, которые по аналогии с физиологическими терминами характеризуются «абсолютной непроходимостью».

Что касается «Нафтогаза», то отечественные потребители будут продолжать получать некачественный, но ненормально дорогой сервис от монополиста и в будущем, если его монополия не будет разрушена

НАК «Нафтогаз Украины» и украинская атомная энергетика являются именно такими местами. Что касается «Нафтогаза», то отечественные потребители будут продолжать получать некачественный, но ненормально дорогой сервис от монополиста и в будущем, если его монополия не будет разрушена.

Если зарплаты топ-менеджеров в «Укрзализныце» вызывают недоумение, то, судя по украинскому медиапространству, в «Нафтогазе» они вызывают абсолютное раздражение. Никто не посмеет возмущаться тем, что частный сектор может платить и в разы больше, если он считает это необходимым. Однако в данном случае речь идет о государственном монополисте, который хочет работать так же неэффективно, как государство, но получать зарплату, аналог которой вряд ли можно найти не только в украинской частной компании, а и у наших западных соседей. Этот рынок должен быть открыт, а монополист-монстр должен быть разрушен. Тогда и население выиграет, и государственный бюджет сэкономит.

Серьезная «непроходимость» есть и у украинской электроэнергетики. Ну, не придумало человечество дешевле способ получения электроэнергии из тех, что сейчас находятся в активном использовании, чем атомная энергетика. До поры – до времени вынесем за скобки вопросы, связанные с безопасностью. К ним надо будет обязательно вернуться, но позже. Нельзя делать ремонт в квартире, расположенной в падающем доме.

Сопоставление объемов отпущенной производителями электрической энергии в 2016 году со значениями предыдущих годов свидетельствует о факте перераспределения рынка в пользу тепловой генерации за счет представителей других видов генерации. Данная тенденция противоречит здравой логике, учитывая стоимость производства электричества в различных отраслях. Вот почему потребители по-прежнему будут находиться в зоне риска возможного дальнейшего увеличения тарифов на электроэнергию. Продолжение реализации данного тренда будет иметь самые негативные последствия, что выразится в форме блокирования структурных сдвигов отечественной энергетики в пользу более технологичных, перспективных, дешевых, а также возобновляемых источников электрической энергии.

Конкуренция может и должна стать двигателем для экономического роста. Нельзя, не разрушив монополию, которая не действует во благо всех граждан страны, попытаться получить существенный экономический рост

Либерализация рынка электрической энергии с одновременно объективным и непредвзятым осуществлением контроля за его развитием должны стать мейнстримом. Осуществить это без реальной диверсификации поставок ядерного топлива – невозможно. Неужели история ничему не учит, а ведь речь идет о новейшей экономической истории! Разве жизнь не доказала, что концентрация на взаимоотношениях с одним игроком в конце-концов может привести к краху? Так почему же рынок поставок ядерного топлива для украинских АЭС на 70% контролируется российским монополистом «Росатомом», а доля альтернативного поставщика Westinghouse только 30%? Разве не логичным было бы уровнять их доли поставок? Тем более, что старый миф о более дорогом американском топливе уже давно развеян аргументами о его высоком уровне ураноемкости.

Нельзя совершать несвязанные действия. Задача – не двигаться, а двигаться в определенном (желательно правильном) направлении. Вот почему важнейшим шагом по выходу из «энергетической кабалы» должна быть четкая программа развития атомного комплекса в составе Концепции и «Энергетической стратегии развития Украины до 2030 года».

Любая монополия будет сопротивляться ее разрушению. Любой государственный чиновник, работающий в этой монополии, рискует лишиться своего привычного «корыта». Но нам нужен 5%-ный рост. Стране необходима надежда. Карфаген должен быть разрушен.