По оценкам участников рынка, под нож могут попасть до 80% финкомпаний
Нацкомфинуслуг приготовил для рынка финансовых компаний настоящую революцию.
Регулятор планирует уже с 2018 года кардинально поменять требования к капиталу небанковских финучреждений. Эксперты говорят, что новые правила по зубам лишь сотне компаний из почти 700-та.
Финкомпании разделят
Нацкомфинуслуг завершает работу над Положением «О показателях и требованиях, которые ограничивают риски по операциям с финансовыми активами при предоставлении финансовых услуг финкомпаниями». Ожидается, что документ, который регулятор готовил более года, начнет действовать уже с 1 января 2018 года. Хотя, согласно тексту проекта, размещенного на сайте Нацкомфинуслуг, соответствовать новым требованиям компании должны будут с января 2019-го.
«Положение готово на 95%. Дискутируется только вопрос доходности, которая будет устанавливаться при работе с субординированными долгами (СБ) и вопрос невозвратности субдолгов», — сообщил UBR.ua член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Документ предлагает разделить все финансовые компании на две группы риска. В менее рисковую группу А войдут компании, занимающиеся кредитованием, лизингом и факторингом за счет собственных средств или средств субординированного долга. К ней же припишут и компании с участием государства или муниципальных структур в размере более 50%. А также компании публичного права. По подсчетам регулятора последних в Украине порядка 30.
Компании, которые попадут в группу А, должны будут выполнять лишь норматив капитала — 3 или 5 млн. грн. в зависимости от количества предоставляемых услуг.
Остальным финкомпаниям придется поднапрячься. От них потребуется соответствовать показателям адекватности собственного капитала, текущей ликвидности, норматива больших рисков, а также норматива кредитования связанных лиц.
Впрочем, в какую бы группу не угодила финкомпания, ей придется соответствовать требованию к нормативу капитала. Фактически регулятор перестанет учитывать весь мусор, которым прежде ФК надували капитал. В частности, из норматива капитала вычтут ценные бумаги, которые не находятся в биржевом списке хотя бы одной фондовой биржи, 75% балансовой стоимости векселей и производных ценных бумаг. Не станут учитывать и дебиторскую задолженность, которая возникла не в результате предоставления финансовых услуг, а также обнулят все инвестиции компании в размере свыше 10% от собственного капитала.
Активы заставят оценить
Финкомпаниям, которые угодят в группу Б, придется соблюдать еще и норматив адекватности капитала. Для новосозданных ФК его установят на уровне 15%, спустя год работы понизят до 12%, а еще через год — до 10%.
Для его расчета регулятор планирует разделить все активы компаний на группы риска и присвоить каждой коэффициент взвешивания. Таким образом, Нацкомфинуслуг намерен оценить качество портфелей действующих ФК.
При этом нулевой коэффициент установлен только для средств на текущих и депозитных счетах в банках. Но не во всех, а только в тех из них, которым присвоен национальный рейтинг UaAA. Деньги в финучреждениях с меньшим рейтингом подсчитают с коэффициентом 20%, а средства в банках, которым не присвоен рейтинг учтут только наполовину. Разумеется, нулевой коэффициент получат государственные ценные бумаги и активы, обеспеченные госгарантиями.
А вот просроченные более чем на 60 дней долги кредиторов и мусорные ценные бумаги взвесят на 100%.
Кроме того, для финкомпаниям группы Б придется соблюдать и коэффициент текущей ликвидности на уровне не ниже 20%.
Миссия невыполнима
Участники рынка наотрез отказываются открыто комментировать новации регулятора. И оценивают документ, как слишком радикальный. Может случиться так, говорят они, что после чистки Нацфинуслуг просто некого будет регулировать.
«Рынок финкомпаний никогда толком не регулировался, здесь царил полный хаос. Фактически, Нацкомфинуслуг предъявлял единственное требование – собственный капитал ФК должен был быть не меньше 3 или 5 млн грн. Дальше начиналось поле для творчества. Новое распоряжение устанавливает четкие и жесткие требования. Нет никаких сомнений — грядет глобальная чистка рынка. Масштабы которой превзойдут показатели банкопада», — сообщил на условиях анонимности директор одной из ФК.
По оценкам участников рынка в результате финкомпада из 683 действующих на сегодняшний день финкомпаний, останется не боле сотни.
Первыми рынок покинут схемные и кептивные финкомпании, которые основывались для конкретных целей и никогда не работали в рынок. Например, финучреждения, которые создавались под выкуп долгов, чистки банковских балансов или просто для последующей продажи.
В результате внедрения нового положения большинство действующих финансовых компаний столкнуться с необходимостью докапитализироваться. По оценкам участников, суммарная потребность рынка в дополнительном капитале может составить порядка 1 млрд грн. В масштабах экономики не так много, однако для рынка, суммарная капитализация которого составляет порядка 3,5 млрд — это цифра солидная.
Для некоторых акционеров требование окажется невыполнимым. Ведь перед многими из них встанет вопрос, где взять 3-5 млн грн. живыми деньгами, которые потом еще и придется заморозить на текущем или депозитном счете, говорит эксперт.
Кредиты подорожают
Но достанется и рыночным ФК. Большинство из реально работающих компаний специализируются на мелком потребкредитовании. Причем все они неизбежно попадут в вторую группу риска. Поскольку полностью или частично кредитуют за счет привлеченных средств. А значит, должны будут выполнять не только требование к нормативу капитала, но и соответствовать показателям адекватности капитала и ликвидности.
«Боюсь, что сам по себе нормативный акт качество рынка не поменяет. Да, часть ФК покинут рынок, возможно, даже большая часть. Но в остальном все останется примерно так же. По сути, он лишь заставит участников рынка «приодеться» — привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. А этом в конечном итоге, повлечет за собой рост административных затрат. На сопровождение, подготовку отчетов и т.д.», — признался UBR.ua директор еще одной ФК.
По его словам, это неизбежно отразится на стоимости продуктов финкомпаний. Правда, не настолько существенно, чтобы оказать влияние на доли финансовых компаний на рынке розничного кредитования. Ведь стоимость кредитных продуктов финкомпаний и без того очень высока. А ФК никогда не пытались конкурировать с банками ставками.