Обычно если пишешь о трудовых спорах, берешь за основу какое-нибудь интересное судебное решение, где расставлены все точки над «i». Однако на самом деле рабочие конфликты, которые разрешились в суде, — лишь вершина айсберга.
Подавляющее большинство споров между работодателями и работниками до судов не доходит: они решаются либо мировыми соглашениями, либо… никак не решаются.
Подавляющее большинство споров между работодателями и работниками до судов не доходит: они решаются либо мировыми соглашениями, либо… никак не решаются.
Несмотря на то, что трудовое законодательство в целом стоит на стороне наемных работников, многие из нас просто не рискуют связываться с работодателями, и не только потому, что те «больше и сильнее», а еще и потому, что люди, которые нанимаются на работу, прекрасно понимают, что и сами, мягко говоря, делают это не вполне законно — без оформления, без уплаты налогов и страховых взносов, без документов, получая зарплаты в конвертах и расписываясь в липовых ведомостях «для внутреннего употребления».
Казалось бы, о каких правах можно говорить в подобных случаях? Но оказывается, даже при таких заведомо провальных условиях наемный работник может добиться справедливости.
Не так давно «Ракурс» писал о том, как по талончику с платной автостоянки владелец украденной машины вернул себе стоимость автомобиля. А теперь — рассказ о том, как благодаря обычному пропуску молоденькая продавщица заставила владельца магазина выплатить ей зарплату, отпускные и выходное пособие.
В торговых центрах полно таких точек — малюсенький прилавок на одного продавца, в нем — какие-нибудь украшения, часы, безделушки… Героиня этой истории, молодая девушка, которой очень нужна была работа, устроилась именно в такой мини-магазинчик, торгующий украшениями из самоцветов в огромном ТЦ. Дело было в столице, а сама эта девушка была приезжей. Она лишь недавно окончила институт и отчаянно нуждалась в любой работе, вот и пошла в продавщицы — без трудовой книжки, без официального оформления. Проработала месяца три, и тут случилась неприятность. Девушка поехала на выходные к родителям, а когда собиралась возвращаться, ей позвонил хозяин магазина: мол, пропали несколько украшений. «Ты уволена, — заявил ей хозяин магазина, — и зарплату не получишь. Ты и так должна мне 10 тыс. за пропавшие бусы!»
Незадачливая продавщица пыталась объяснить, что физически не могла утащить украшения, потому что, когда она уезжала, весь товар был на месте, а когда он пропал, ее не было в городе. Но все ее оправдания оказались бесполезным сотрясением воздуха. В итоге девушка ушла, не получив даже зарплату за последний месяц и, естественно, затаив злость на работодателя, так некрасиво с ней поступившего. Нашла новую работу, и сослуживица рассказала ей, что недавно училась на специальных курсах, узнала много интересного о тонкостях применения правового законодательства, и заверила, что даже с таким безнадежным делом стоит повозиться.
«Эта девушка пришла ко мне с вопросом — что можно сделать в подобной ситуации, — рассказывает эксперт по трудовым отношениям Виктория Бондарчук. — Больше всего ее возмущали не столько финансовые потери, сколько то, как несправедливо обошелся с ней работодатель. Чтобы восстановить справедливость, нам нужно было прежде всего доказать, что она состояла в трудовых отношениях. Но у нее не было никаких официальных документов! Казалось бы, дело безнадежное.
Однако девушка вспомнила, что случайно сохранила… магнитный пропуск в торговый центр, дающий право заходить со служебного входа. Мы попросили охранников молла распечатать данные: аппаратура не просто четко зафиксировала время прихода в здание и ухода из него, но и подтвердила, что пропуск выдан частным предпринимателем таким-то, хозяином торговой точки. Практически это и стало подтверждением факта трудовых отношений. И тогда мы написали этому частному предпринимателю письмо…»
В письме к хозяину было изложено примерно следующее: «Установлены факты нарушения трудового законодательства, и теперь вас ожидают 110 тыс. грн штрафа за каждого не оформленного должным образом работника, плюс выплаты им официальных зарплат (средних по региону), плюс выплаты налогов с этих зарплат, плюс административный штраф…». Если округлить, за обиженную продавщицу хозяин торговой точки всего должен будет выплатить 150 тыс. грн.
И тогда он с радостью пошел на мировое соглашение, заплатив в итоге девушке ее зарплату плюс отпускные и еще моральный ущерб — всего около 15 тыс. грн.
«До суда доходит очень мало дел о трудовых спорах, потому что это дорого и хлопотно, — поясняет Виктория Бондарчук. — С другой стороны, наемные работники просто опускают руки и не верят в выигрыш. И напрасно. В подобных случаях письма с предложением мирового соглашения срабатывают отлично. Умный работодатель понимает: да я нарушил нормы закона, дешевле обойдется рассчитаться по-хорошему. К тому же, я ведь не хочу, чтобы мое предприятие мелькало в реестре судебных расследований, а мое имя трепали по соцсетям».
С другой стороны, обманутых наемных сотрудников часто останавливает мысль вроде: ну я же ничего не смогу сделать, у них там все куплено! Но что касается трудовых споров, то «купить» суд очень проблематично, говорит наш эксперт: «Законодательство действительно на стороне наемных сотрудников. И даже если в суде первой инстанции дело рассматривает коррумпированный судья, то если оно пойдет дальше, все нарушения так или иначе будут устранены. Поэтому все понимают: противозаконные решения по трудовым спорам в итоге могут вылиться в большие проблемы».
...Мне бы сейчас написать, что на самом деле наемный работник не должен соглашаться на все эти работы без оформления, черную и серую зарплаты. Да, это правда. Но реальная ситуация, увы, такова, что многие из нас пока еще вынуждены идти на компромиссы. Можно ли обезопасить себя в случае, если вы работаете по устной договоренности и на черной зарплате?
«Я советую фиксировать получение денег, — говорит Виктория Бондарчук. — Дали вам конверт? Сфотографируйте его. Сфотографируйте конверты коллег, ведомость, под которой подписываетесь. Да, это не будет для суда прямым доказательством, но, тем не менее, это работает».
В защиту работодателя скажу, что налоговое ярмо за каждого наемного работника бывает для мелкого бизнесмена непосильным, поэтому он и идет на соглашение с собственной совестью, нанимая человека «под честное слово». В таких случаях, кстати, проще заключать договор с физлицом-предпринимателем.