вторник, 4 февраля 2020 г.

Не Соросом единым. Пул самых влиятельных грантодателей в Украине



Почему Украина стала крупнейшим заповедником иностранных благотворителей
Недавно "Вести.ua" подробно писали о специфике работы и масштабах влиятельности глобального фонда одного из самых эксцентричных миллиардеров
современности - Джорджа Сороса. В орбите влиятельности соросовских структур, Украина по праву занимает одно из ключевых мест. Однако, пресловутые "соросята" - далеко не единственный центр влияния в Украине. Наша страна является примером представительства  богатейшей фауны различных неправительственных фондов, частных организаций, а также прямых грантовых программ международных организаций и правительств иностранных государств.
Какие знаковые фонды и зарубежные структуры работают в Украине, каковы их цели и сферы финансирования, почему именно Украина стала крупнейшим заповедником иностранных "благотворителей" - анализируют "Вести.ua".

Пищевая цепочка фондов влияния

Обилие иностранных фондов в Украине, а также бесчисленное количество финансируемых ими программ, общественных организаций, движений, кружков, «институтов» и прочих фундаций, поражает массовостью и разнообразием. 
Первичный классификатор иностранных фондов – происхождение финансового базиса. На его основе можно выделить несколько типов организаций.  Первый вид структур финансируются личными средствами отдельных инвесторов, корпораций и частного бизнеса. Общеизвестный в Украине фонд Сороса "Возрождение" - классический пример структуры "одного актера", замыкающего на себя управление, финансирование и публичную узнаваемость. Похожего типа и "Международный фонд Блейзера", основателя инвестиционного гиганта SigmaBleyzer и уроженца Харькова, американца Майкла Блейзера.
В отличие от соросовского фонда, структура Блейзера специализируется на сугубо экономических вопросах, выступая в поддержку "открытых рынков, прозрачности, либерализации бизнеса, а также формирования честных партнерских отношений между правительством, бизнесом и общественностью". 
Второй вид – прямые финансовые программы международных финансовых институтов. Влиятельнейшими структурами, которые практикуют в Украине точечные финпрограммы, являются Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития. 
Третий вид – фонды с прямым или косвенным финансированием и управлением иностранными правительствами или политическими партиями других государства. В украинских реалиях яркие представители таких структур – USAID (Агентство США по международному развитию) и Фонд им. Конрада Аденауэра, который связан с немецкой партией Христианско-демократический союз. Также сюда можно отнести и Фонд им. Генриха Белля, курируемый немецкой партией Зеленых и дружественными ей политсилами ЕС.
Можно еще выделить небольшой подвид доморощенных фондов, которыми ведают украинские политики и олигархи, но они работают в четкой связке с иностранными фондами и получают от них часть финансирования. В качестве примера – фонд Арсения Яценюка "Открой Украину" и Фонд Виктора Пинчука. 
Вторичным классификатором иностранных структур, можно определить финансируемые ими направления сфер жизнедеятельности стран-реципиентов. Здесь можно выделить пять основных кластеров: 
  • 1) социально-общественный и образовательный сектор; 
  • 2) СМИ и информационное поле; 
  • 3) бизнес и экономическая деятельность;  
  • 4) взаимодействие с государственными органами и учреждениями. 

Просвещенная молодежь и дрессированные СМИ 

Пожалуй, самым капиталоемким сегментом, является большой, социально-общественный  и образовательный сектор. В общем балансе, выделяемых зарубежными донорами средств, на этот сегмент приходится около 60%  финансовых потоков.
Общественный блок включает в себя темы: построение гражданского общества, демократизация политических процессов, борьба с коррупцией, защита прав человека, борьба с гендерной, расовой, сексуальной, а также прочими дискриминациями, общественного контроля над властью, либерализации.
Еще одним важным направлением в этом блоке является организация различных "школ лидерства" для общественных активистов и молодых политиков. Сюда же входят задачи по созданию интеллектуальных площадок, аналитических центров, дискуссионных клубов, молодежных парламентов и прочих общественных объединений. 
Фонд им. Конрада Аденауэра, например, сотрудничает и поддерживает такие организации как:
  1. Институт политического образования - занимается повышением квалификации молодых политиков в разных регионах Украины, проводя тренинги, семинары и другие обучающие мероприятия;
  2. Институт Евро-Атлантического сотрудничества, способствующий евроатлантической интеграции Украины;
  3. Украинский институт международной политики, продвигает вопросы европейской интеграции и децентрализации, а также осуществляет "поддержку нового поколения настроенных на реформы игроков в трех странах Восточного партнерства - Украины, Грузии и Молдовы";
  4. Европейский молодежный парламент, - развивает гражданское общество, «привлекая украинскую молодежь к деятельности одной из крупнейших европейских платформ для дебатов, межкультурных встреч, образования и обмена идеями между молодыми европейцами»;        
  5. Комитет избирателей Украины, - призван "защищать права избирателей, проводить с ними просветительскую работу, мотивировать молодых людей к участию в выборах, организовывать форумы с субъекта избирательного процесса и организовывать наблюдения за выборами";
  6. Украинский центр европейской политики, - оказывает «содействие проведению важных реформ в Украине для обеспечения демократического развития, устойчивого экономического роста и эффективного выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, с особым акцентом на Зону свободной торговли с Евросоюзом».
И это только незначительная часть партнеров и подопечных фонда. 
В этот же блок можно добавить вопросы экологической проблематики и возобновляемой энергетики. Уже упомянутый Фонд им. Генриха Белля практически полностью сосредоточен на экологической повестке. Немецкий донор поддерживает 12 климатических и энергетических общественных организаций в разных уголках Украины.
Общественники из программ по "зеленой" энергии, занимаются вполне конкретными делами. Например, изучают перспективы, предварительно договариваются с представителями местной власти и формируют перечень потенциальных точек для размещения объектов ВИЭ.
Де-факто, они готовят удобные площадки под заход зарубежных инвесторов, строящих солнечные и ветровые станции. Учитывая то, что ставка "зеленого тарифа" в Украине самая высокая в Европе, труд «зеленых» активистов весьма затребован.      
USAID в Украине спонсирует множество организаций и программ, таких как: "Поддержка аграрного и сельского развития"; "Конкурентоспособная экономика Украины"; "Децентрализация приносит лучшие результаты и эффективность"; "Рада: ответственность, подотчетность, демократическое парламентское представительство"; "Мониторинг использования СМИ на выборах"; "Медиаграмотность для молодых избирателей" и прочие. 
Очень важным направлением работы иностранных фондов представляется сегмент СМИ и информационного поля Украины. Кроме контролируемых фондами и аффинированными бизнес-структурами отдельных СМИ, доноры создают общественные организации по контролю журналистских стандартов.
Эти структуры также занимаются вопросами медиаграмотности и практической подготовкой журналистов в духе "правильных стандартов" профессии. Особый упор делается на молодых журналистах, студентах журфаков и смежных профессий (PR, реклама, маркетинг и т.д.). 
Яркие представители подобных организаций – "Интерньюз Украина" и "Детектор медиа". В числе доноров "Детектора", который не нуждается в дополнительных представлениях, значатся: USAID, Atlantic Council, шведский фонд SIDA и посольство Швеции. Главным спонсором "Интерньюз" выступает все та же USAID.
Одним из свежих проектов «ИУ», например, указан некий "Пропагандариум", благодаря которому "в легкой и развлекательной форме научили украинцев распознавать фейки и не вестись на кремлевские манипуляции". Еще один популярный проект – "Слова и войны", благодаря которому "выдали первое практическое пособие об опыте страны, переживающей длительную информационную атаку. Подготовили рекомендации по борьбе с российской пропагандой". 
Именно такие организации сформулировали принцип деления украинских журналистов на "враждебных" и "патриотических". Они обслуживают информационную матрицу "правильной" картины мира в украинском восприятии. Эта матрица четко делится с одной стороны на: стратегических партнеров, “больших друзей Украины”, “патриотов”, правильные реформы, а с другой: агрессоров, "ватников" , сепаратистов, "пятую колонну" и "врагов государства" .  

Инвестор не спешит, инвестор понимает

В работе с сегментом бизнеса и экономических субъектовособую активность проявляют Мировой банк, ЕБРР и Международный фонд Блейзера. Последний выступает в роли инвестиционного гуру для иностранного капитала в экономических дебрях Украины.
Точечное, но очень тесное сотрудничество фонда с украинской властью и истеблишментом США, позволяет Блейзеру находить наиболее привлекательные направления для инвестиций. В конце 2019 года стало известно, что компания Ukrainian Energy, бенефициаром которой является Блейзер, получила от украинского правительства права на разработку выгодного нефтегазового месторождения "Вавринское".
В материале Associated Press указывалось, что фирма Блейзера заполучила месторождение даже вопреки тому, что предложила правительству Украины на несколько миллионов долларов меньше, чем конкуренты. По мнению AP, покровительствовал сделке экс-министр энергетики США Рик Перри. Ранее Перри лично рекомендовал президенту Украины Владимиру Зеленском, назначить Майкла Блейзера советником по энергетике.
К слову, компромисс нашелся и руководителя фонда Блейзера в Украине Олега Устенко, Зеленский назначил советником по экономическим вопросам.
ЕБРР финансирует в Украине организацию EU4BUSINESS, которая руководит сетью из 15 центров по поддержке бизнеса по всей стране. Фактически, эта структура занимается поиском клиентов кредитных программ ЕБРР, отбирая наиболее перспективные и выгодные проекты. Подобные проекты финансирует и Мировой банк, но более тесно он сотрудничает с органами власти. 
Так, например, МБ предоставил Минсоцполитики Украины кредит под реализацию проекта "Модернизации системы социальной поддержки населения Украины". Целью проекта обозначалось "улучшение результатов деятельности системы социальной помощи и социальных услуг Украины для малообеспеченных семей".
Минсоцполитики, осваивая кредит, огласило конкурс на должность некого консультанта. В обязанности этого сотрудника входит: "консультирование по вопросам создания и оптимизации текстового контента информационно-разъяснительной программы по реформе социальной поддержки населения Украины".  То есть, министерство тратит кредитные средства на наем специалиста по рекламированию своих услуг.
Мировой банк, соответственно, получает от этого процесса "реформирования" проценты по займу. Довольны все стороны, за исключением малообеспеченных семей, которым название программы Минсоцполитики, вроде бы сулило помощь.
В вопросах взаимодействия иностранных доноров с органами государственной властиприоритет составляют программы поддержки всевозможных либеральных реформ. В этих вопросах тесно сотрудничают все внешние центры влияния, от частных фондов и финансовых организаций, до посольств конкретных государств. Наиболее активными спонсорами различных программ и общественных организаций в Украине, выступают посольства США, Канады, Великобритании, Нидерландов и Швеции.

Легкое обоняние "Американского мира" 

На фоне заклейменного и табуированного понятия "русский мир", в Украине вырос и укрепился, никем не замечаемый мир американский. Заокеанские фонды, правительственные структуры и многочисленные общественно-партнерские организации, занимают львиную долю "грантоедского" сегмента в Украине.
Другие доноры, частные организации и посольства, зачастую действуют в связке и фарватере грантодателей из Штатов. С 1992 года, когда USAID открыло первый украинский офис, только по официальным данным, фонд вложил 1,9 млрд долларов в развитие демократии и гражданского общества Украины.   

Не Соросом единым. Пул самых влиятельных грантодателей в Украине - фото 1
В единой конструкции с Госдепартаментом, Агентство США по международному развитию (USAID), выступает центром всего пула американских структур-доноров в Украине. Фонд работает в тесной координации с такими организациями: Институт поддержки демократии в Восточной Европе; Национальный фонд поддержки демократии; Международный республиканский институт; Национальный демократический институт; Центр международного частного предпринимательства; Freedom House и другие. 
В бюджете США на 2020 год предусмотрено 40 млрд долларов на финансирование Госдепа и USAID. К сожалению, данных о годовых бюджетах конкретных американских фондов нет в открытом доступе. Из наиболее знаковых программ, которые донорская организация запустила в течение 2019 года:
  1. 85 млн долларов на реформу украинского рынка энергетики;
  2. 35 млн долларов на грантовую программу по поддержке сельских общин, малых и средних агропроизводителей;
  3. 10 млн долларов на программу по улучшению функционирования организаций гражданского общества в Украине.
В прошлом году фонд сопровождал также и другие проекты
  1. оказания технической помощи оператору ГТС Украины и финансирование исследований по транзиту газа;
  2. предоставление 11 передатчиков для транслирования украинских СМИ на неподконтрольные территории;
  3. программа "Экономическая поддержка Восточной Украины", помощь в развитии малому и среднему бизнесу в восточных областях страны;
  4. программа "Демократическое управление в Восточной Украине", поспособствует укреплению доверия между властью и жителями восточных регионов;
  5. проект создания интерактивной теплосети Киева.
Процесс развития и обретения чрезмерного влияния грантовых структур в Украине, развивался параллельно деградации государственных институтов. Образовавшиеся в государственности функциональные пустоты, были оперативно заполнены инородными элементами, которые удержали систему от полного краха, но трансформировали ее под собственные потребности.