воскресенье, 31 мая 2020 г.

НБУ озвучил основные нарушения банками прав потребителей


Национальный банк разъяснил, законны ли действия банка, когда он навязывает дополнительные услуги. Например, при выдаче зарплатной или пенсионной карты автоматически выпускает еще и кредитку.

Предлагать свои услуги, пусть даже настойчиво, — это не нарушение прав потребителей. Однако банкам не нужно выдавать желаемое за действительное. Если банк утверждает, что не может выдать зарплатную или пенсионную карту без кредитной — он вводит вас в заблуждение и навязывает услугу. Украинское законодательство запрещает такие действия (статья 55 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»). Клиент имеет полное право отказаться от навязанной кредитной карты.

Наиболее частые случаи навязывание услуг — по кредитам.

Наиболее чувствительный момент — клиенты часто даже не понимают, что банк навязывает услуги. Поэтому и не защищают свои права.

Показательные примеры навязывания услуг:

банк выдает кредитную карточку вместе с зарплатной 
банк включает обязательную страховку определенной страховой компании в пакет услуг при получении кредита, даже если клиент желает застраховаться в другой компании;
банк продает страховку от несчастных случаев при обмене валюты;
банк самовольно подключил услугу sms-информирования и взимает за это комиссию.
В чем риск для клиента?

Поясним на примерах из обращений граждан в Национальный банк.

Пример 1: клиент банка получил кредитную карточку вместе с зарплатной. После этого он не пользуется кредитной картой. Но банк взимает платеж за обслуживание кредитной карты в размере 20 грн (условно) в счет кредитного лимита. Таким образом у клиента появляется долг, о котором он даже не подозревает. В лучшем случае банк сообщит о возникновении задолженности, когда клиент не внесет на кредитку обязательный минимальный платеж в следующем месяце, в худшем — клиент узнает о долге, когда он достигнет значительной суммы.

Пример 2: клиент банка получил кредитный лимит на зарплатную карту. После этого баланс на счете отражается с учетом кредитного лимита. То есть клиент пользуется картой, не понимая, где его собственные средства, а где кредитные, за которые нужно платить проценты.

Как разрешить указанные ситуации?

Сначала нужно написать жалобу на имя руководства банка. Если банк отказывается идти навстречу и пренебрегает жалобой, следует обращаться в НБУ.

Профильное подразделение — Управление защиты прав потребителей финансовых услуг — обрабатывает все жалобы. Если есть признаки нарушений, специалисты обращаются непосредственно в банк, чтобы исправить ситуацию.